ЧП на борту 9766: "Ак барс" бар, связь юк
11 января 2006 года
Экипаж самолета под командованием Владимира Милицына несмотря ни на что посадку выполнил на "отлично". Об этом в казанском аэропорту знают все рядовые сотрудники. Но "не знает" начальство. На вопросы корреспондента "ВК" о ЧП 30 декабря в дирекции ОАО "Авиакомпания "Татарстан" и навигационной службе аэропорта ответили вопросами: "А что случилось?" и "Откуда вы вообще про это знаете?". Но если начальники решили "не заметить" происшествие, то они могут и экипаж за проявленное высокое мастерство забыть поощрить...
Как стало известно корреспонденту "ВК", чартерный рейс № 9766 вылетел из Москвы с опозданием. Официальная причина задержки - неблагоприятные метеоусловия. Однако в полете упущенное время удалось наверстать, и самолет приземлился в 3.40, почти не отклонившись от расписания. Но на полпути - над пунктом Сосновское - исчезла связь с землей.
По словам заместителя начальника Управления инспекции по безопасности полетов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Валерия Лучинина, отказ радиосвязи не грозил трагическими последствиями.
- На этот случай предусмотрена специальная процедура, и обычно все заканчивается благополучно, не случайно по международным требованиям безопасности полетов такой случай считается рядовым и не расследуется, - сказал он вчера корреспонденту "ВК". - По российской же классификации отказ связи является инцидентом, по которому обязательно проводится расследование. А для экипажа воздушного судна полет и посадка в таких условиях - большая нагрузка.
Справиться с этой нагрузкой экипажу помогли умение и... земля. Диспетчерские службы расчистили для судна воздушный коридор, а в аэропорту пилоты ориентировались на маячки на посадочной полосе. Пассажиры лишь в последние минуты полета заметили, что происходит неладное: самолет пошел на посадку не сразу, а лишь сделав несколько кругов над аэропортом. Всерьез же они забеспокоились только после приземления, когда увидели выстроившиеся вдоль полосы пожарные машины и отряд аварийно-спасательной службы аэропорта в полном составе.
Лучинин говорит, что отказ связи на самолетах случается не так часто, как на вертолетах. За весь прошлый год он припомнил лишь четыре подобных случая. Замначальника Управления инспекции по безопасности полетов не связывает такие отказы напрямую с преклонным возрастом российских самолетов и их техническим состоянием (по сообщениям татарстанских СМИ, свое последнее приобретение - как раз "Як-42" - авиакомпания "Татарстан" сделала пятнадцать лет назад и с тех пор только ремонтирует старые самолеты, а новыми парк не пополняет).
- Самолет, на котором вышла из строя связь, уже опять летает. Его восстановили быстро, - сообщил, прощаясь с корреспондентом "ВК", Валерий Лучинин. - Сейчас осталось оформить результаты расследования и разослать их в российские авиакомпании, чтобы учились на чужом опыте. А такие происшествия надо не секретить, а, напротив, рассказывать о них в СМИ, но грамотно и профессионально, чтобы не нагнетать панику.
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"